Сюита №1 из "Пер Гюнта" ( Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного Григ дир. Ярви



Здесь можно прочитать текст песни Сюита №1 из "Пер Гюнта" ( Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного - Григ дир. Ярви. Стихи и песня онлайн.

Автор: Григ (дир. Ярви)

Название песни: Сюита №1 из "Пер Гюнта" ( Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного

Текст просмотрен: 726


Другие песни исполнителя Григ (дир. Ярви)


Текст песни:

Симф. оркестр Люцерна

1 Утро.
2 Смерть Озе 3.57;
3 Танец Анитры 3.17
4 В пещере горного короля

Популярны в симфонических концертах две оркестровые сюиты, составленные Григом из отдельных номеров музыки к драме "Пер Гюнт".
Сюита №1 состоит из 4 частей, контрастных по характеру.
1я часть, "Утро", рисует картину светлой, безмятежной природы. 2я часть, "Смерть Озе", передает настроение скорби. 3 - "Танец Анитры" - легкая и грациозная пьеса, напоминающая мазурку. 4 - "В пещере горного короля" изображает сказочное шествие.
Музыка каждой части построена на развитии и варьировании одного музыкального образа.

"Утро". Нежные краски зари, мягкость их переливов, не раз привлекали внимание композиторов. Выразительные возможности музыки позволяют воспроизвести это в звуках.
Это один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Музыка передает не только краски рассвета, но и душевное настроение, которое возникает при виде восхода. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. В основе пьесы лежит небольшой мотив. Он напоминает пастушеский наигрыш и исполняется поочередно флейтой и гобоем.
На протяжении пьесы мотив неоднократно повторяется и варьируется. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы - солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника. "Утро" - один из лучших образцов пасторальной музыки.

"Смерть Озе"....Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Конь уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой Пётр. Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер!
...Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает...
- "Печаль всех матерей мира, прощающихся со своими сыновьями, и всех сыновей, прощающихся со своими матерями, заключена в этой музыке" - так объяснил содержание пьесы Кабалевский, рассказывая о ней школьникам.
Полная глубокой скорби, в медленном размеренном движении, музыка напоминает похоронное шествие, а ее аккордовое изложение печальные и величественные звуки органа.
Andante doloroso (не спеша, со скорбью) - так обозначил автор темп и характер пьесы. Строгость и торжественность аккордовой фактуры (напоминает звучание церковного хора), сумрачная тональность си минор, медленный темп передают состояние горестного оцепенения.
После нарастания скорби вдруг, словно на миг где-то высоко засиял свет. Возможно, это свет сказочного дворца-рая - куда, по драме Ибсена, мчится Пер с матерью на лихом коне.
Начинаясь приглушенно в низком регистре оркестра, тема постепенно, как бы уступами, поднимается выше и выше. Ее звучание усиливается. Как печальное эхо, отвечают ей тихие вздохи.
Постепенно колорит музыки «темнеет»: тема переносится в низкий регистр, и движение, прерываемое паузами, застывает. Пьеса заканчивается грустными ниспадающими интонациями.
Пьеса звучит проникновенно благодаря оркестровке. Григ избрал не духовые инструменты, обычно сопровождающие траурные шествия, а струнные - самые тёплые, «поющие» тембры оркестра. Они звучат здесь мягко, так как их звук приглушен сурдинами.
Смычковые инструменты могут наиболее проникновенно выразить человеческие чувства: и боль, и светлую мечту.

"Танец Анитры" - девушки, с которой Пер встречается во время своего странствования по Аравийской пустыне. Она исполняет танец легкий, изящный и грациозный.
Как и насмешливый, непостоянный нрав Анитры, музыка танца изменчива. Каждое построение, начинаясь в одной тональности, завершается в другой. Мелодические фразы часто обрываются, откликаясь, как эхо, в другом голосе.

"В пещере горного короля" В тронном зале собираются придворные короля - тролли, кобольды, гномы, чтоб праздновать свадьбу своей принцессы с Пером.
Музыка образно и ярко рисует фантастическое шествие.
В основе пьесы - одна тема в характере сказочного марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато Григ каждый раз варьирует ее сопровождение.
Вначале тема марша звучит на валторнаях в самом низком регистре, настороженно и таинственно.
Постепенно мелодия переносится все выше, а сопровождение начинает варьироваться. Появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп - к концу он становится очень быстрым. И кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.
Внезапно все прерывается резкими аккордами. Еще дважды мелодия пытается возобновить свой бег. Но настойчивые аккорды, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины исчезает.


Возможно, вам понравятся также:

Комментарии:

Добавить комментарий