Сюита №1 из "Пер Гюнта" ( Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного Григ дир. Ярви
Автор: Григ (дир. Ярви)
Название песни: Сюита №1 из "Пер Гюнта" ( Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного
Текст просмотрен: 726
Другие песни исполнителя Григ (дир. Ярви)
Текст песни:
Симф. оркестр Люцерна
1 Утро.
2 Смерть Озе 3.57;
3 Танец Анитры 3.17
4 В пещере горного короля
Популярны в симфонических концертах две оркестровые сюиты, составленные Григом из отдельных номеров музыки к драме "Пер Гюнт".
Сюита №1 состоит из 4 частей, контрастных по характеру.
1я часть, "Утро", рисует картину светлой, безмятежной природы. 2я часть, "Смерть Озе", передает настроение скорби. 3 - "Танец Анитры" - легкая и грациозная пьеса, напоминающая мазурку. 4 - "В пещере горного короля" изображает сказочное шествие.
Музыка каждой части построена на развитии и варьировании одного музыкального образа.
"Утро". Нежные краски зари, мягкость их переливов, не раз привлекали внимание композиторов. Выразительные возможности музыки позволяют воспроизвести это в звуках.
Это один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Музыка передает не только краски рассвета, но и душевное настроение, которое возникает при виде восхода. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. В основе пьесы лежит небольшой мотив. Он напоминает пастушеский наигрыш и исполняется поочередно флейтой и гобоем.
На протяжении пьесы мотив неоднократно повторяется и варьируется. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы - солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника. "Утро" - один из лучших образцов пасторальной музыки.
"Смерть Озе"....Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Конь уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой Пётр. Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер!
...Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает...
- "Печаль всех матерей мира, прощающихся со своими сыновьями, и всех сыновей, прощающихся со своими матерями, заключена в этой музыке" - так объяснил содержание пьесы Кабалевский, рассказывая о ней школьникам.
Полная глубокой скорби, в медленном размеренном движении, музыка напоминает похоронное шествие, а ее аккордовое изложение печальные и величественные звуки органа.
Andante doloroso (не спеша, со скорбью) - так обозначил автор темп и характер пьесы. Строгость и торжественность аккордовой фактуры (напоминает звучание церковного хора), сумрачная тональность си минор, медленный темп передают состояние горестного оцепенения.
После нарастания скорби вдруг, словно на миг где-то высоко засиял свет. Возможно, это свет сказочного дворца-рая - куда, по драме Ибсена, мчится Пер с матерью на лихом коне.
Начинаясь приглушенно в низком регистре оркестра, тема постепенно, как бы уступами, поднимается выше и выше. Ее звучание усиливается. Как печальное эхо, отвечают ей тихие вздохи.
Постепенно колорит музыки «темнеет»: тема переносится в низкий регистр, и движение, прерываемое паузами, застывает. Пьеса заканчивается грустными ниспадающими интонациями.
Пьеса звучит проникновенно благодаря оркестровке. Григ избрал не духовые инструменты, обычно сопровождающие траурные шествия, а струнные - самые тёплые, «поющие» тембры оркестра. Они звучат здесь мягко, так как их звук приглушен сурдинами.
Смычковые инструменты могут наиболее проникновенно выразить человеческие чувства: и боль, и светлую мечту.
"Танец Анитры" - девушки, с которой Пер встречается во время своего странствования по Аравийской пустыне. Она исполняет танец легкий, изящный и грациозный.
Как и насмешливый, непостоянный нрав Анитры, музыка танца изменчива. Каждое построение, начинаясь в одной тональности, завершается в другой. Мелодические фразы часто обрываются, откликаясь, как эхо, в другом голосе.
"В пещере горного короля" В тронном зале собираются придворные короля - тролли, кобольды, гномы, чтоб праздновать свадьбу своей принцессы с Пером.
Музыка образно и ярко рисует фантастическое шествие.
В основе пьесы - одна тема в характере сказочного марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато Григ каждый раз варьирует ее сопровождение.
Вначале тема марша звучит на валторнаях в самом низком регистре, настороженно и таинственно.
Постепенно мелодия переносится все выше, а сопровождение начинает варьироваться. Появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп - к концу он становится очень быстрым. И кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.
Внезапно все прерывается резкими аккордами. Еще дважды мелодия пытается возобновить свой бег. Но настойчивые аккорды, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины исчезает.